ТЕЛЕВИК

сегодня / 15/11/18
время / 13.03
  сделать стартовой

ЮМОР НА ТВ. ИСТОРИИ С ПЕЧАЛЬЮ

 На отечественное телевидение юмор пришел не то чтобы поздно, но каким-то кривым путем. Советское телевидение было в первую очередь инструментом идеологического окормления подданных, поэтому придавать ему развлекательную составляющую никто не собирался.

Отечественный телезритель должен был в первую очередь быть проинформирован о неусыпных заботах партии по улучшению его жизни и защите от внешних врагов, а также об успешном решении главных вопросов жизнеустройства в СССР, важнейшим из которых справедливо считался вопрос обеспечения продуктами питания. Успешное решение продовольственного вопроса путем демонстрации переполненных закромов родины нашло свое отражение даже в фольклоре. «– Правда ли, что при коммунизме колбасу можно будет заказать по телефону? – Правда. А получить – по телевизору». Так или иначе, душеспасительные программы вроде «Сельского часа» и зачитывания постановлений очередного пленума сжирали почти без остатка и без того невеликое эфирное время советского телевидения, большую часть дня демонстрировавшего зрителям таблицу для ручной настройки изделия отечественных телевизорных заводов. Поэтому для смеха и шуточек оставалось совсем немного, в связи с чем из советских юмористических телепроектов в памяти народной сохранились три – «Клуб веселых и находчивых» (КВН), «Кабачок „Тринадцать стульев“» и «Вокруг смеха».

ЛЮДИ И ШУБЫ
Прообразом КВН была первая советская викторина «Вечер веселых вопросов», идею которой позаимствовали у телевизионщиков Чехословакии. Это был 1957 год, и впервые в СССР микрофон оказался в руках не только не профессионалов, но людей, официально ни за что не отвечающих. Передача произвела фурор. Игроки викторины выбирались среди присутствующих в студии по случайному принципу, при помощи разных трюков. Например, ведущий выстреливал в зал игрушечным парашютиком – на кого опустится, тот и выходит на эстраду. Дальше зрители отвечали на вопросы ведущих, причем особенно приветствовался юмор. Юмор-то и погубил программу. Одним из главных гэгов передачи был конкурс для тех, кто следил за программой по телевизору. На первом эфире ведущие предложили: кто первый привезет три вещи – 7-й том собрания сочинений Джека Лондона, фикус в горшке и керосинку,– тот и победитель. С указанными вещами в студию явились двадцать человек, а призов было заготовлено только три. Поэтому во втором выпуске программы конкурс не проводили – рекламного спонсорства тогда не существовало, а прижимистое государство не хотело тратиться на что-либо сверх крайне необходимого. Поэтому задание «с приездом» было решено усложнить так, чтобы гарантировано не увидеть победителя.

На третьей передаче приз был радостно обещан всем, кто приедет в студию в шубе, шапке и валенках (дело было в июле) и с газетой от 31 декабря прошлого года. Но ведущий программы, композитор Никита Богословский (автор знаменитых «Подмосковных вечеров»), забыл упомянуть о прошлогодней газете как об обязательном условии. Передача шла в прямом эфире, и спустя некоторое время в студию повалили толпы людей в шубах и валенках, требуя приз с криком: «По телевизору врать не станут! Нам обещал сам Богослов­ский!» Трансляцию прекратили, но заменить передачу было нечем, поэтому до конца вечера телевизоры показывали заставку «Перерыв по техническим причинам». Передачу и редакцию закрыли специальным постановлением ЦК КПСС, в котором, среди прочего, говорилось: «Работники телестудии стали на путь подражания худшим приемам и нравам буржуазного телевидения... Подобный случай мог произойти только в условиях политической беспечности руководства телевидением…»

Но спустя четыре года организаторам «Вечера…» сообщили, что «есть мнение» о полезности юмористи­ческой передачи. Результатом начальственного благоволения и стал «Клуб веселых и находчивых», построенный на «состязаниии в юморе» нескольких студенческих команд. В 1964 году ведущим программы стал студент Александр Масляков, заменивший первого ведущего КВН и идеолога «игрового ТВ» в СССР Александра Аксельрода. Шуточки КВНщиков в какой-то момент стали раздражать цензуру, и программу стали выпускать в запи­си, просто вырезая сомнительные хохмы. Но в 1971 году «старый КВН» был закрыт окончательно. Возродился он в 1986 году, под руководством того же Маслякова, но содержание программы стало настолько стерильным с точки зрения политики, что новые КВНщики сумели угодить всем начальникам, сменявшим друг друга в России на протяжении четверти века. Сам же Масляков стал одним из главных славильщиков власти «нулевых».

СПЛОШНОЙ «КАБАЧОК»
Другой «культовой» юмористической программой был «Кабачок „Тринадцать стульев“», впервые вышедший на экран в 1966 году. Действие передачи по сюжету происходило в польском ресторанчике. Идею «Кабачка…» первым высказал актер Александр Белявский, впоследствии многократно выступавший в качестве ведущего программы, а главным режиссером был Георгий Зелинский. Роли завсегдатаев кабачка исполняли в основном артисты Театра сатиры, разыгрывавшие разнообразные юмористические репризы, а также изображавшие «исполнение» хитов восточноевропейской эстрады. Передача имела огромную популярность, ее участников чаще звали именами персонажей «Кабачка», чем собственными. «Кабачок…» стал самым продолжительным телесериалом в истории СССР по количеству серий (133) и хронометражу (145 часов эфирного времени). Но обострение советско-польских отношений поставило точку на «Кабачке…». Москва пригрозила Варшаве вторжением, в ответ диктатор Польши генерал Ярузельский привел Войско Польское в боевую готовность и объявил в стране военное положение. Кремль отступил, но все «польское» моментально исчезло с советского ТВ.

ЮМОР ДЛЯ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ
Третьим китом, на котором держался «юмор советского телевидения», была программа «Вокруг смеха», которую вел известный в то время поэт-пародист Александр Иванов. Задумана программа была как совместный проект отдела развлекательных и юмористических передач Центрального телевидения и «Клуба 12 стульев» – юмористического отдела «Литературной газеты». Авторами передачи были многие известные юмористы, ее отличали высокое качество сценария, а сегодняшнему зрителю, воспитанному Петросяном и Гариком-Бульдогом, юмор «Вокруг смеха» показался бы слишком заумным. Но во время трансляции этой программы жизнь на улицах советских городов действительно замирала. Внимание людей было приковано исключительно к голубым экранам. Передача стала популяр­ной с первого выпуска. Кроме Аркадия Райкина – монополиста советского юмора – народ увидел Жванецкого, Карцева, Горина. «Вокруг смеха» сыграла роль своеоб­разной «Фабрики звезд»: здесь впервые показались телезрителю Задорнов, Новикова, Бабкина, Розенбаум... За 11 сезонов было сделано 38 выпусков передачи. Но к 1991 году «Вокруг смеха» во многом исчерпала себя, перестала радовать зрителя, а последним талантом, найденным благодаря программе, сами ее создатели считают Михаила Евдокимова.

В НАШЕМ «ГОРОДКЕ»
Новое российское телевидение – телевидение почти исключительно развлекательное, но среди множества «юмористических программ» уникальное место занимает скетч-шоу «Городок», премьера которого состоялась весной 1993 года. За без малого двадцать лет жизни передачи вышло 280 выпусков, а сама программа трижды получала премию «ТЭФИ» как лучшая развлекательная программа. Дважды удостаивались «ТЭФИ» и бессмен­ные ведущие «Городка» Илья Олейников и Юрий Стоянов. За время работы над передачей Стоянов и Олейников сыграли в общей сложности более 6000 различных персонажей, многие из их ролей были остроумными пародиями на известных исторических личностей. Без яркого таланта замечательных артистов передача просто не могла бы состояться и так долго сохранять высокие рейтинги. К сожалению, недавно «Городок» осиротел. С июня этого года Илья Олейников тяжело болел, но мужественно сражался за жизнь и продолжал работать. 11 ноября его доброе сердце остановилось. Илье Львовичу Олейникову было 65 лет.

Дмитрий Прокофьев
 

Архив анонсов
ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ
1+1
БЕГУЩИЙ ЧЕЛОВЕК
ЧЕРНЫЙ РЫЦАРЬ
НЕСНОСНЫЕ БОССЫ
ЭВОЛЮЦИЯ БОРНА
ПАРКЕР
SLOVE. ПРЯМО В СЕРДЦЕ
ПАДЕНИЕ ОЛИМПА
ОЧЕНЬ ПЛОХАЯ УЧИЛКА
все анонсы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
(812) 327 7830
(812) 309 2724    Rambler's Top100    Телевик - популярный журнал о кино, театре и искусстве
Телевик
Страховой брокер SPB-Broker - страхование КАСКО, ОСАГО Санкт-Петербург